Когда рождается малыш, перед молодой
мамой встает множество вопросов, и один
из них - как изменится ее образ жизни?
Насколько менее активной и ограниченной
в передвижениях ей предстоит стать? Все
решают этот вопрос по-разному, и многие
уже знают, что сейчас из этой проблемы
есть прекрасный выход - слинги. Идеально
для ребенка, удобно для мамы. А задумывались
ли вы о том, сколько лет этому чудесному
изобретению? Маленький ребенок
создан для того, чтобы его носили на
руках. Чувствовать материнское тепло,
стук сердца и ее дыхание для него не
менее важно, чем удовлетворение
физиологических потребностей. Тысячи
лет назад наши пра-пра-праматери это
знали.
Но как, в чем носить малыша? Ведь нашим
предкам тоже нужно было заниматься
обустройством своего быта, добычей
пропитания. Когда-то очень давно наши
пра-пра-праматери использовали перевязь,
в которой носили своих малышей. Сначала
их делали из шкур убитых зверей, а затем
из ткани. Жизненная сила и мудрость этой
традиции подобна чуду - ведь она дошла
до наших времен, несмотря на то, что ее
истоки уходят глубоко корнями в толщу
лет и берут начало на заре зарождения
человечества.
Одно
из самых древних изображений лоскутной
перевязи для ношения детей относится
к первому тысячилетию до нашей эры.
Оно было найдено в гробнице Монтуемхата,
верховного жреца бога Амона, в
западной части Фив.
В то время (примерно около 720 года до
н. э.) в Египте фактически правили женщины
- "жены бога" (дочери фараонов). И,
конечно, около слабой женщины всегда
оказывался верный друг. При жене бога
Нитокрис возвысился жрец Монтуемхат,
ставший фактическим властелином Фив.
Это в его гробнице были найдены изображения
быта женщин, и в частности, интересующий
нас рельеф с изображением слинга.
Средние века: от слинга к
коляске.
Последующие упоминания о слинге в
нашем понимании этого слова приходятся
на начало XIII века, преддверие эпохи
Возрождения. На фресках капеллы дель
Арена в Падуе (1304-1306) флорентийский
художник и архитектор Джотто ди Бондоне
(ок. 1266 или 1276-1337) изобразил сцены из
жизни Христа и Богоматери. На некоторых
из них запечатлено бегство в Египет
святого семейства. Художник определенно
учел особенности одежд того времени, и
для него было очень естественным, что
Мария несет младенца на себе.
Изображение женщин, несущих младенца
в перевязи, мы находим и позднее: в
полотнах XVI века итальянских живописцов
Пеллегрино Тибальди и Андреа Ансальдо.
Сохранились изображения женщин в
традиционных сельских костюмах, с
любовью глядящих на детей, которых они
несут в перевязях. К примеру, Рембрандт
запечатлел женщину с ребенком, привязанным
к её спине (XVII век). В сельской местности
для ношения детей использовались не
только лоскутные перевязи - некоторая
верхняя одежда предполагала конструкцию,
позволяющую носить в ней ребенка легко
и удобно.
Прототипы
подобных перевязей и одежды можно найти
в культуре практически всех народов.
На Руси детей нередко носили в подоле,
платках, просто перевязях или даже
плетеных коробах. Помните известную
фразу "принести в подоле"? В некоторых
регионах (в частности, Смоленская обл.)
подолом называли не только низ платья
или юбки, но и особый вид передника, в
котором можно было носить младенца.
Ношение ребенка в подоле было обычным
делом, с ним ходили в поле, в лес по грибы
и ягоды. Старшие девочки часто носили
младших детей на бедре.
Статья Как
на Руси носили детей.
Автор Екатерина Полянская, фото
Татьяны Тактаевой.
Многие народы Африки, Азии, а также
цыгане и поныне носят малышей на себе
в лоскутах и платках, а, к примеру, у
эскимосов есть особая одежда - амаути,
парка для ношения малыша.
В ХIХ веке в высших слоях
общества складывается особая идеология
воспитания, пропагандирующая дистанцию и
отчужденность в отношениях родителей
и детей с целью не избаловать
ребенка и подготовить его к тяготам
жизни. Некоторую роль в этом сыграло
появление колясок. В 1840 г. для английской
королевы Виктории была создана коляска,
и теперь королева могла сама гулять с
ребенком, без необходимости нести
ребенка на руках - работы, достойной
кормилицы. Мода на коляски стала активно
распространяться. Женщинам захотелось
быть «не хуже чем королева». Отсутствие
необходимости заботиться о ребенке
стало признаком состоятельной и
благополучной семьи, количество прислуги
которой позволяет растить ребенка.
Таким образом, няньки с детскими колясками
заполнили улицы и парки городов, где
строительство дорог и улиц шло быстрее,
чем в сельской местности. И детская
коляска стала признаком огромного
расстояния, разделявшего ребенка и мать
высших сословий.
Примерно тогда же появилась мода на
отдельные кроватки и отдельные спальни
для малышей. Бурное развитие промышленности
привело к появлению красивых спален,
кроватей, и наличие отдельной спальни
для ребенка стало символом высокого
благосостояния семьи.
Слингоношение в цивилизованных странах
было практически забыто, и если слинги
где-то и использовались, то, видимо, в
каких-то сельских глубинках, а также в
малоцивилизанных странах и различных
племенах и народностях, ведущих
приближенный к естественной природе
стиль жизни.
Возрождение слингоношения
в цивилизованных странах.
Возрождение традиции носить детей в
перевязях началось во второй половине
ХХ века. Его первоистоки, видимо, следует
искать в растущем интересе к социальному
быту малоцивилизованных племен и
народностей Африки, Тибета и др. Появились
сравнительные исследования различных
параметров развития детей, живущих
в условиях цивилизации и в условиях,
приближенных к естественной природе.
Франция. В 1956 г. француженка
Марсель Же Бер проводила исследования
в Уганде и получила неожиданные
результаты. Оказалось, что по уровню
психического и физического развития
маленькие африканцы из бедных семей в
первые годы жизни намного обгоняют
европейских детей (позже маленькие
европейцы догоняют их благодаря
достижениям цивилизации). И чем младше
был ребенок, тем больше разрыв в
показателях. Как выяснилось, причиной
этого явления стала разница в стиле
воспитания ребенка европейской и
африканской мамой. Мама-африканка не
держит малыша в кроватке, не возит в
коляске и не сажает в манеж. С рождения
малыш находится на спине у мамы,
привязанный к ней платком или куском
материи. Ребенок познает мир, видя то,
что видит мать, постоянно слыша ее голос,
он участвует в ее жизни, засыпает и
просыпается вместе с ней. Благодаря
близости к маме малыш более спокоен и
получает богатый материал для
развития всех органов чувств, что
приводит к ускорению темпов психического
и физического развития.
Америка.
Чуть позднее американские педиатры,
родители восьмерых детей, Уильям и
Марта Серз присутствовали на конференции
с участием родителей из многих стран
мира, где они побеседовали с двумя
женщинами из Замбии, носивших своих
детей на лямках, предусмотренных
национальной одеждой. Серзы заинтересовались,
почему в Замбии принято большую часть
дня носить детей с собой? Одна женщина
ответила: "Это облегчает жизнь матери".
А другая добавила: "И для ребенка так
лучше". В 1985 году Серзы начали
исследование, стремясь обосновать
положительные эффекты, связанные с
ношением ребенка.
У. и М. Серз: "Перепробовав множество
способов ношения детей и приспособлений
для этого, нагуляв много миль со своими
собственными детьми и наблюдая за
другими родителями мы поняли, почему в
западных странах у матерей не принято
носить на себе детей: просто им неудобно
пользоваться имеющимися приспособлениями.
У других же народов детей носят, применяя
длинный лоскут, конец которого в виде
лямки перебрасывают через плечо. Такой
лоскут выглядит как часть национального
одеяния, а часто и является таковым."
В результате нескольких лет изучения
разных конструкций и всевозможных
приспособлений, поддерживающих ребенка
Серзы пришли к мнению, что слинг именно
такой конструкции наиболее удобен и
прост в обращении.
Несколько
лет назад в США традиция носить малышей
в перевязи удостоилась особой чести:
она вошла в "золотой запас" Америки
в буквальном смысле этот слова. Речь
идет о так называемом "золотом долларе
США", на котором изображена Сакагавеа
(Sacagawea) - индейская женщина из племени
шошонов, которая, неся собственного
сына-младенца на спине, прошла тысячи
миль с первой трансамериканской
экспедицией Льюиса и Кларка (1804-1806) от
Западного до Восточного побережья
Северной Америки и обратно.
Сакагавеа оказалась очень полезной
экспедиции. Ее сила духа перед лицом
опасностей и лишений позже стала
легендарной. Присутствие индейской
женщины и ребенка в экспедиции помогало
улучшить отношение к отряду со стороны
индейских племен и Кларк, один из
руководителей экспедиции, нередко
говорил, что "женщина в отряде мужчин
- символ мира". (Полный текст истории
о Сакагавеа здесь).
Германия.
История детской перевязи DIDYMOS
(Германия) начинается в 1971 году с двух
близнецов - Лайзы и Тины (didymos - "близнецы"
в переводе с греческого). Эрика Хоффман,
создатель всемирно известной слинго-марки
Дидимос, и мама близнецов, в один
прекрасный день устала от горы
невыполненной работы по дому, и решилась
привязать к себе своих малышей, как это
всегда делали женщины в других частях
света в течение уже многих столетий. Ее
давно захватывали истории о матерях из
дальних стран, легко выполнявших свою
повседневную работу, примотав к себе
ребёнка. У Эрики была перевязь из
Центральной Америки, но поскольку она
казалась ей слишком экзотичной, она
поначалу прятала её в комод. Тем не менее
эффект превзошел все ее ожидания, она
стала успевать и сделать дела по дому,
и пообщаться с детьми. Эрика разработала
фирменную модель слинга-шарфа, который
получил название Дидимос. Сейчас шарфы
"Дидимос" по праву называют
"роллс-ройс среди слингов". Они
сделаны из специальной жаккардовой
ткани, которую сам "Дидимос" и ткет.
В разных странах мира многие мамы,
психологи и врачи начали использовать
и рекомендовать ношение детей в лоскутных
перевязях, организовывать производства
различных видов перевязей для ношения
ребенка. Вошло в обиход слово "слинг",
которое произошло от англ. to sling - вешать
через плечо и стало обозначать «перевязь,
используемая для переноски ребёнка».
Слинги в России.
Еще 9 лет назад в России была совершенно
иная ситуация со слингами, и даже
мам с кенгурушками все прохожие провожали
удивленными взглядами и комментариями.
О слингах тогда еще никто ничего не
знал, разве что только с англоязычных
сайтов и через знакомых из-за границы.
Толчок к развитию слингоношения в России
дало активное распространение идей о
естественном/сознательном родительстве
("стиль жизнеустройства и поведения
родителей, наиболее отвечающий
естественным потребностям ребёнка"
- Wikipedia).
Один из самых первых слингов в России
появился в родительской школе
"Драгоценность" (Москва) у директора
школы - Постновой Юлии. Этот слинг был
подарен Юле из-за границы и передавался
от мамочки к мамочке по наследству. Так
получилось, что на занятия в "Драгоценность"
сначала в период беременности, а потом
со своей дочкой, ходила Попова Елена -
впоследствии первый производитель
слингов в России (слинги "Баюшка").
Именно там она впервые и увидела слинг.
Елена: "Меня тогда очень поразила
простота и удобство слинга одновременно.
Я сшила по памяти слинг в подарок своей
сестре, а потом меня попросили шить
слинги для "Драгоценности". При
всей простоте конструкции, запомнила
я ее весьма приблизительно, поэтому в
процессе шитья родилась фактически
своя конструкция на заданную тему. С
тех пор она сильно изменилась и потихоньку
совершенствуется, благодаря нашему уже
многолетнему опыту и советам мам, которые
слингами пользуются".
Так
"Баюшка"
стала первым российским производителем
слингов на кольцах. В 1998 году появился
сайт в интернете, а через 2 года
работы появилось само название "Баюшка"
и логотип. В 2001 году в журнале "Лиза
- мой ребенок" была опубликована
первая статья о слингах "Баюшка".
Это была первая в России статья о
слингах. (Оригинал статьи вы можете
найти здесь)
Примерно в то же время в России появилась
чудесная книга Уильяма и Марты Серз
"Ваш ребенок от 0 до 2-х лет". Сайт
"Баюшки" и книга Серзов на тот
момент были единственной русскоязычной
информацией про слинг.
Многие матери, узнав о таком способе
ношения детей, были полны сомнений - а
это удобно? А я такого нигде не видела!
А там же ребенок скрючен?! А как на меня
люди посмотрят? Однако попробовав,
сомнения рассеивались, ведь чувство
свободы и комфорта для мамы и малыша
открывало совершенно новые горизонты
в их совместной жизни.
Eлена: "Сначала шила слинги я
сама, потом одна надомная швея, потом
две, потом три. Сейчас шьем в ателье под
городом Владимиром, очень прекрасное,
спокойное место. А обстановка, в которой
вещь изготавливается, конечно, влияет
на ощущение от вещи. А дети, они же
чувствительные! И это хорошо. У нас стали
появляться представители в разных
городах России. Я заметила, что в больших
городах новый способ ношения воспринимался
быстрее и более охотно. Удобно маме -
значит хорошо, я буду пользоваться. В
маленьких городах, как ни удивительно,
было больше сомнений и мамы больше
стеснялись носить ребенка таким необычным
способом".
Распространение слингов подхватили
ребята из Димитровграда. Сначала они
взялись распространять "Баюшки",
но поняли, что выгоднее организовать
свое производство, и так и поступили.
Так появилась "Берегиня".
В республиках СНГ также стали открываться
самостоятельные производства, т.к.
пересылать слинги и деньги через границу
было долго, дорого и неудобно. По подсказке
Елены ее подруга стала делать слинги
"Макошь" в Киеве на Украине, открылись
производства в Белоруссии и Молдавии.
В 2004 году появились питерские слинги
Velina. Диана (основатель) - "модница",
ее не устраивали слинги, которые были
на рынке, и она стала шить красивые и
стильные слинги, а также слинги к вечерним
платьям. Первоначально Velina была
представлена сайтом www.babysling.ru,
сейчас она гордо именуется ООО "Velina",
и в ее ведении три сайта:
www.velina.ru
- флагман (слинги разных производителей,
широкий спектр продукции для детей и
мам, в том числе импортное производство)
www.babysling.ru
- слинги с кольцами и май-слинги
производства Велина, подушки для
кормления и одежда для кормления.
www.sling-sharf.ru
- слинги-шарфы, производители Юджи,
Дидимос, и Оранжевая мама.
В
2004 году летом была основана "Оранжевая
Мама". Cначала она занималась
распространением "Берегинь" в
Зеленограде и Москве, а в октябре 2004
года была закуплена первая партия Баюшек
на продажу. Тогда же "Оранжевой мамы"
появился сайт, ныне известный многим
мамам как сайт естественного, гармоничного
родительства с симпатичным лозунгом:
"Дети - это весело!".
Марианна, основатель "Оранжевой
мамы": "Я очень уважаю
книгу Ледлофф, и много бывала на форуме
ледлоффцев, в основном там общаются
американки. Они часто писали про
слинги-шарфы, и я поняла, что это очень
удобно и надо тоже такие делать. Так,
зимой 2005 года в России появились первые
слинги-шарфы. Тогда же, в декабре
2004-январе 2005 года начался импорт Дидимосов
в Россию. Это сделала Оксана Морару. Так
что российское шарфопользование началось
с Дидимоса и Омамы, и мы так и продолжаем
дружить".
Первыми покупательницами стали
рожановские
мамочки, там же общались Марианна и
Оксана, обсуждали и делились способами
ношения. В июле 2005 года слинги-шарфы
появились в Питере. Впервые на
российском рынке "Юджи" представила
бязевые и флисовые модели. А затем
слинги-шарфы стали завоевывать все
больше симпатий и начали появляться и
в других городах России.
Идея футболок
для кормящих мам возникла
у Оксаны Морару, и она предложила
"Оранжевой маме" их шить. Первая
партия вышла осенью 2005 года. В 2006 году
появились "Мамины
Секреты", а потом и все
остальные.
Так постепенно информация стала
распространяться, стало появляться все
больше сайтов о слингах, производителей,
и сейчас мы уже видим огромное разнообразие
слингов: слинги -шарфы, и май-слинги, и
слинг-труба, слинги с бортиками и без.
Теперь их сравнивают, выбирают: какой
вид слинга в каком возрасте и для чего
удобнее.
Автор - Корнилова
Алла Томск, 2007
Источник:
http://mama.tomsk.ru/baby/handing/sling3/
|